Пн.- Пт.
Китай-Город
+7 (495) 518-50-13
Киевская
+7 (495) 514-81-29
Менделеевская
+7 (495) 642-35-36
Профсоюзная
+7 (495) 504-76-25
Пн.- Пт.
Павелецкая
+7 (495) 504-76-24
Консультация во
внерабочее время
+7 (495) 518-86-27

Язык – окно в мир

Люди, занимающиеся изучением языков, называются лингвистами, но в их работе есть много аспектов, выходящих далеко за рамки науки. Одним из таких лингвистов является Рональд Шэфер, выдающийся ученый из отдела английского языка и литературы в Университете Южного Иллинойса Эдвардсвиль.

Будучи уроженцем города Сант-Клауд, Миннесота, Шэфер получил степень бакалавра в Университете Миннесоты, степень магистра лингвистики в Техасском Техническом Университете, а докторскую степень, также по лингвистике, в Университете Канзаса.

Хотя его специальностью было изучение африканских языков, впервые он проявил интерес к лингвистике в давно знакомом для всех американцев месте – в Афганистане. Для него, выросшего в деревенской Миннесоте, отличие было велико.

«В 1970-х Афганистан мне казался таким же деревенским, но он находился на высоте в 6000 футов над уровнем моря», - рассказывает Шэфер. «В то время мы могли без проблем там путешествовать. Сегодня, видя страну по телевизору, сложно это вообразить, но тогда путешествие не составляло большого труда». В те годы Шэфер служил в Корпусе Мира.

«Мы знали, что попадая даже в самую захолустную деревушку, мы сможем найти место для ночлега на пару дней или около того», - говорит он. «В те дни я многое узнал о тех обширных культурных течениях, под влияние которых попадал Афганистан на протяжении всей своей истории. Александр Великий проходил по его территории со своей армией. Чингисхан проходил со своей. Это было местом поселения Империи Великих Моголов, а также различных других народностей, о которых я читал в школе. И я смог увидеть остатки их домов, их быта». На вопрос, почему он решил стать лингвистом, Шэфер ответил очень просто.

«Некоторые считают лингвистов людьми, коллекционирующими языки», - сказал он. «Они учат языки и словно собирают их как хобби. Но на самом деле, лингвисты занимаются определением свойств языков. В каком-то смысле их можно назвать инженерами. Инженерам интересны здания, их составные части, как они сочетаются между собой и то, как они выполняют свои функции при существующих между ними различиях. Работа лингвиста весьма с этим схожа».

Он объяснил, что очень важно знать разные языки и понимать различные аспекты их работы, их функционирования и их звучания. «Но я думаю, что важнее всего свойства языка, то, как они встраивается в более широкие свойства разума, и работа мозга, обработка информации», - добавил он. В настоящее время Шэфер изучает африканский язык под названием эмаи.

«На эмаи говорят в южной и в центральной части Нигерии», - рассказывает Шэфер. «Если Нигерия вам не знакома, знайте, что река Нигер протекает примерно по центру страны. Территорию языка эмаи можно найти, путешествуя на юг, ниже реки Беню, особенно на ее юго-западной стороне. Территория состоит из 10 небольших деревень». «Общее число их населения составляет примерно от 35000 до 40000 человек, язык которых находится под угрозой исчезновения в течение жизни следующего поколения», - говорит он.

«Я знаю это исходя из собственного опыта. Как минимум треть детей в возрасте от 8 до 13 лет в 90-х годах говорили только на английском: дома, в школе и во многих других местах. При первом взгляде на такую страну, как Нигерия, создается обманчивое впечатление, что многие из местных языков широко используются, но на самом деле молодое поколение на них не говорит», - объяснил он.

«В наше время очень непросто найти рассказчика, вождя, который знал бы разные истории и мог бы их рассказать в традиционной манере племени эмаи. Это просто невозможно. Поэтому сейчас молодые люди обучаются на лингвистов и работают с коренным населением. Они могут найти какую-то информацию или звуковую или синтаксическую модель и будут расценивать ее как нечто новое. Это может быть правдой, но, скорее всего, эта информация станет частью незаконченного образования молодого поколения, так как их родители не используют язык дома, и в школах на нем не говорят. Нам повезло, что некоторые школы начали преподавать язык благодаря общению с нами, но это, конечно, неравный бой».

А каковы же самые важные причины предоставлять возможность людям получать лингвистическое образование?

«Изучая родной язык можно узнать себя, особенно в университете», - сказал Шэфер. «Найти себя, узнать на что мы способны, что мы можем сделать – вот некоторые из причин, по которым мы поступаем в университеты. И я считаю очень важным понимать язык, как он работает, думать на нем, иметь возможность использовать его для достижения своих целей».

«Язык может рассказать многое о нашей культуре, наших традициях, восприятии нами жизни и мира вокруг нас», - рассказал он. «В каком-то смысле, язык является окном в мир, ведь многие не замечают вещей, не существующих в нашем языке».

http://www.theintelligencer.com/local_news/article_d5e6572a-bc16-11e3-a4d9-0019bb2963f4.html